Корфу. Предтеченская церковь и адмирал Ушаков.
Как-то зашла я в Предтеченскую церковь в Керкире, которая находится через площадь от святого Спиридона.
Этот храм Иоанна Предтечи известен у нас в связи с удивительной историей жизни одного из его священников, Никифора Теодокиса, который уехал в Россию, был рукоположен в епископы, затем архиепископы, служил в Полтаве, затем стал архиепископом Херсонским и Славенским, а с 1772 года занял престол архиепископа Астраханского и Ставропольского. Окончил он свою жизнь настоятелем Свято-Данилова монастыря, где и почил в 1800 году. Сейчас греки рассматривают вопрос о причислении его к лику святых, а в Свято-Даниловом монастыре ведутся работы по поиску его святых останков.
И еще удивительное совпадение! Ведь именно в Херсоне, где Никифор Теодокис был архиепископом, Феодор Ушаков получает первый орден за то, что поборол чуму среди моряков своего корабля.
Внутри сама церковь размерами не впечатлила, но имела просторный нартекс, чего я в других корфуанских храмах не видела. Справа по стенам стояли витрины со старинным облачением.
С левой стороны нартекса был отгорожен кабинет, где за массивным столом в стиле свечных ящиков у Спиридона сидел пожилой господин и разбирал какие-то бумаги. Я потихоньку стала фотографировать внутреннее пространство, особо не афишируясь, потому как уже сталкивалась в других местах со строгим выражением недовольства такими моими действиями.
Поэтому когда дедушка заметил меня и поднялся из-за стола, я фотоаппарат положила в сумку. Грек имел такой же респектабельно-аккуратный вид, какой имеют, наверное, все греческие церковные активисты, во всяком случае, на Кипре они выглядят точно также. Он подошел ко мне и поинтересовался, не из России ли я, узнав, что из России, повлек меня к стене, где в рамочке висел текст на сербском!
и очень энергично, я бы сказала, даже требовательно, стал (по-гречески) меня убеждать, что его надо прочитать и сфотографировать. Очевидно, он был уверен, что там написано по-русски. Текст, в принципе, понять можно, но не ясно, идет ли речь о захоронениях в именно этой церкви. Скорее всего в нем говорится о мавзолее погибших в Первую мировую войну героев-сербов, находящемся на острове Видо.
Потом он показал мне в полу плиту с надписью и тоже предложил сделать фото.
В конце, общим разведением рук, дал понять, что могу дальше заниматься этим делом. Вот такой прием мне очень понравился, приятно даже стало. Ведь, насколько мне известно, англичанами еще с 19 века на Ионических островах внедрялась идея русской оккупации, процветавшая и десять лет назад. Надо сказать, святого праведного воина Феодора Ушакова греческая церковь уже признаёт.
Плита действительно оказалась над могилой упокоенного в храме соратника Ушакова, капитан-лейтенанта Савицкого. Умер он в 1799 году от холеры.
Так святой воин Феодор напомнил о себе и своем присутствии на Корфу.
Как известно, Наполеон Бонапарт завоевал Ионические острова в 1797 году. Жители островов направили российскому императору Павлу I просьбу освободить их от французов и взять под свое покровительство. Россия не могла пойти на присоединение островов к своей территории, так как это вызвало бы недовольство союзнической Турции. Однако между Россией и Турцией были проведены переговоры и принято решение объединить усилия и выступить в поход для освобождения Ионических островов от французов. Руководил русско-турецким флотом адмирал Ушаков, под его командованием в 1799 году был осуществлен штурм острова Корфу и его освобождение.
Эти берега штурмовали моряки Ушакова.
Остров Видо.
На Видо постоянно курсирует парусник “Святой Герасим” (это, понятно, не он, а паром в Игуменицу). Сегодня на острове находятся многочисленные пляжи и бойскаутские лагеря, и ничего не напоминает о той давней войне.
С одной стороны город огражден Старой византийской крепостью,
перестроенной и укрепленной венецианцами в 1546 году, крепость отделена от города рвом — Контра-Фоса.
С другой стороны у Старого порта находится Новая или Береговая крепость,
построенная в 1576-1588 гг. для защиты от возможного турецкого нападения.
Ни в одну из крепостей я, к сожалению, не попала: надо было, как приехала, лезть сразу, а потом уже жара началась.
Нужно заметить, что многие французские военачальники писали о благородстве русского адмирала и его корректности, по отношению к противнику, приводя в пример приказ адмирала Ушакова открыть огонь по союзным туркам, чтобы остановить резню безоружных пленных.
В 1800 году Россия и Турция подписывают соглашение о создании на Ионических островах "Государства Семи Островов", первого независимого греческого государства нового времени. Одним из авторов его конституции был сам адмирал Ушаков, по единодушному признанию современников, эта конституция была самой либеральной в Европе. К сожалению независимым государство Семи Осторов просуществовало всего семь лет. То была вершина флотской и христианской службы Ушакова. За эту победу Ф.Ф. Ушаков был возведен в чин адмирала. Даже Суворов сожалел: «Зачем я не был тогда при Корфу хотя бы мичманом!» 27 марта, в первый день Святой Пасхи, Ушаков назначил торжественное Богослужение с выносом мощей св. Спиридона Тримифунтского. В память об освобождении Корфу благодарные жители острова преподнесли адмиралу золотой меч, усыпанный бриллиантами.
В 2002 году на Корфу у Новой крепости открыли памятник адмиралу Ф.Ф. Ушакову (скульптор В.Айдинов).
Имя русского адмирала давно носит одна из улиц города Керкиры. Церкви святого Спиридона была подарена икона Феодора Ушакова с частицей мощей.
Спасибо Любознательной лягушке!